С некоторых пор я перестал давать деньги так называемым «профессиональным нищим». При всём сочувствии к их физическим недостаткам, не хочу кормить мафию, которая их содержит. В конце концов, у каждого человека есть право выбора: у меня – подавать или не подавать, а у попрошайки – работать на себя, продаваться в рабство или вообще бездельничать.
Но я с удовольствием даю деньги людям творческим – скрипачам, саксофонистам, тем, кто поёт или читает стихи в метро и подземных переходах. Идёшь, например, с работы усталый, отжатый до сухого остатка, и вдруг слышишь волшебные звуки Огинского, Штрауса, Таривердиева. И лица у скрипачей и саксофонистов совсем не такие, как у обдолбанных попрошаек в метро. И хочется от всей души им помочь, но это уже не милостыня, а посильное вознаграждение за труд. И люди подают им с благодарностью, кто сколько может. Я, например, меньше ста рублей никогда не давал, а под настроение однажды и пятьсот положил в скрипичный футляр, и та девочка на меня посмотрела с такой благодарностью…
И вот позавчера иду по переходу и слышу божественную мелодию «Прогулки по ночному городу» Исаака Шварца. Невольно замедлил шаг, нащупывая в кармане пальто купюру, и вдруг вижу – гламурный паренёк-скрипач опускает смычок, а музыка Шварца продолжает звучать из сумки, стоящей у его ног!
А романтичная с виду подруга музыканта, светловолосая девочка, с перекошенным от досады лицом бросается к сумке, выключает плеер и, обратившись к приятелю, выразительно крутит пальцем у виска.
Я остановился в отдалении и стал наблюдать. Пошарив в сумочке, девочка сделала приятелю знак рукой, и тот положил смычок на гриф.
Ещё один знак, и в переходе зазвучал всемирно известный полонез. Из сумки.
Люди продолжали торопливо идти мимо, но, услышав любимую мелодию, замедляли шаг и бросали в скрипичный футляр деньги. Подойдя поближе, я увидел, что юные мошенники за неполные два часа заработали никак не меньше трёх тысяч рублей. И ещё минимум час продлится в переходе людское «пиковое» столпотворение.
На прощание я тоже бросил сторублевую купюру в «псевдомузыкальную» копилку. Но больше подавать не буду. Никому, нигде и никогда.
Максим ЧЕХОВИЧ
Как вы относитесь к молодым дарованиям в переходе? Часто ли подаете попрошайкам?